Рекомендует педагог-психолог: Как подготовить ребенка к поступлению в школу?
Рекомендации родителям…
КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ПОСТУПЛЕНИЮ В ШКОЛУ?
Уважаемые родители! Обратите внимание на 9 критериев, характеризующих готовность ребенка к школьному обучению. Умения Вашего ребенка должны соответствовать как минимум 6-ти характеристикам:
1.Ребенок проявляет желание учиться и с удовольствием говорит о школе;
2.Ребенок с легкостью вступает в контакт со сверстниками и взрослыми, не боится их, охотно помогает окружающим, умеет сопереживать, неконфликтен.
3.Ребенок высказывает свое мнение, пытается его отстаивать. Умеет делиться с другими детьми игрушками и учебными материалами.
4.Ребенок уважает взрослых. Откликается на их просьбы и с удовольствием их выполняет. Умеет следовать общим правилам поведения, может терпеливо ожидать своей очереди, если этого требуют условия.
5.Ребенок способен ясно выражать свои мысли, говорит связно, дает развернутые ответы (для проверки: предложите ребенку придумать историю, глядя на картинку).
6.Ребенок выполняет поручение без напоминаний. Не отвлекается на посторонние шумы во время занятия, умеет сосредоточиться.
7.Ребенок понимает смысл задания и может выполнить его в оговоренные сроки. Способен выполнять два действия сразу (рисовать и слушать рассказ).
8. У ребенка хорошо развита мелкая моторика рук (он может лепить, чертить ровные линии, аккуратно вырезать фигурки из бумаги).
9.Ребенок инициативен. Охотно вступает в контакт с окружающими.
Если вашему ребенку присуще от 1 до 5 характеристик из 9-ти, то это свидетельствует о его неподготовленности к обучению в школе.
Чтобы ребенок был готов к обучению в школе, необходимо выработать у него ряд навыков и умений:
1.Ребенок должен быть приспособлен к общественной жизни, он должен чувствовать себя уверенно находясь вне дома. Прежде всего научите будущего школьника соблюдать правила личной гигиены. Сформируйте у ребенка навыки самообслуживания, опрятности и аккуратности. Он должен уметь самостоятельно одеваться и раздеваться, переобуваться, завязывать шнурки, справляться с пуговицами и молниями на одежде, уметь пользоваться общественным туалетом;
2.Воспитывайте в ребенке любознательность, сосредоточенность, усидчивость, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы, а также умение регулировать свое поведение. Все эти навыки следует нарабатывать ежедневно, используя: настольные игры, лепку, конструктор, чтение и общение.
3.Важно, чтобы у ребенка возникло желание учиться и узнавать что-то новое и полезное! Информацию о мотивации вашего ребенка вы можете получить с помощью наблюдения за сюжетно-ролевой игрой «Школа». Готовые к школьному обучению дети предпочитают играть роль учеников, не готовые к школе дети выбирают роль учителя.
4.Выработка у ребенка умения преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца. Нужно разговаривать с ребенком и подготовить его к трудностям в обучении. Осознание преодолимости этих трудностей поможет ребенку отнестись с пониманием к своим возможным неудачам.
5. Необходимо научить ребенка сравнивать предметы, сопоставлять, делать выводы и обобщать. Для этого, дошкольник должен внимательно слушать рассказ(сказку), последовательно излагать свои мысли, пересказывать суть услышанного, запоминать новые слова. Как можно чаще с вашим ребенком читайте книжки а потом просите его вкратце пересказать содержание.
6. Немаловажную роль играет адекватность самооценки малыша. Чтобы получить представление о самооценке своего ребенка выполните следующее: нарисуйте лестницу состоящую из 11 ступеней. Скажите, что на этой лестнице располагаются все люди на свете – от самых хороших до самых плохих. На верхней ступеньке – самый хороший человек, соответственно на нижней – плохой, а посередине - «средние» люди. Предложите определить, на какой ступеньке его место. У младших школьников нормой можно считать 6-7-ю ступеньки, у дошкольников она может быть выше, вплоть до 11-й, но никак не ниже 4-й – это сигнал неблагополучия.
7. На готовность к школьному обучению влияет то, как вы с ним общаетесь . Давайте ребенку достоверную информацию о школе, учителях, расскажите о принятых там правилах. Не стоит ничего приукрашивать и уж тем более запугивать ребенка. Создавайте у него положительный образ школы, чтобы он мог чувствовать себя комфортно в новых условиях школы.
ДЛЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ
ТАКЖЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ СДЕЛАТЬ ЗАРАНЕЕ:
- Познакомить ребенка с его учителем еще до официального начала занятий;
- При возможности, посетите вместе с ребенком его будущий класс, дайте ему посидеть за партой, прогуляйтесь вместе по школе и школьному двору;
- Постарайтесь познакомить ребенка с некоторыми из его будущих одноклассников. Хорошо, если ребенок будет ходить в школу не один а вместе с детьми.
- Расскажите ребенку о расписании уроков и времени, отводимому на уроки, о переменах, обеде и т.д.
- Спросите у ребенка, что он чувствует, собираясь в школу, поговорите о положительных и негативных впечатлениях;
- Скажите ребенку, что чувствовать волнение в первые несколько дней – абсолютно нормально, что это испытывают все дети без исключения.
А главное, пообещайте своему ребенку, что при возникновении у него каких-либо проблем вы обязательно ему поможете!