Игровые приемы по закреплению произносителных навыков дома (рекомендации учителя-дефектолога)
Игровые приёмы по
закреплению произносительных навыков дома
Уважаемые родители!
Если ваш малыш посещает логопедический кабинет, знайте, что плохую речь нельзя исправить за одно и даже два занятия. Для этого потребуется время и совместные усилия логопеда, ребенка и его родителей.
- Исправление звуков проводится поэтапно:
· 1-ый этап – подготовительный (специальные упражнения для губ, языка, голоса, дыхания и др.);
· 2-ой этап – постановка (вызывание звуков по подражанию или при помощи специальных приемов);
· 3-ий этап – автоматизация (закрепление звука в слогах, словах, предложениях);
· 4-ый этап – дифференциация (в случаях замены одного звука другим).
Подготовительный этап и этап закрепления нового звука у многих детей протекает медленно и требует длительной тренировки.
Чтобы добиться правильного положения губ, языка, быстрого, свободного, четкого произношения звука в речи, нужно много упражняться.
Потренируйтесь, пожалуйста, дома!
Если звук еще не произносится, выполняйте артикуляционную гимнастику.
Если звук поставлен, закрепляйте его: назовите картинки, раскрасьте их, определите место звука в слове, составьте с данными словами предложения, выучите с ребенком речевой материал, записанный в тетради, следите за зву
Пожалуйста не забывайте тетради дома в дни занятий. В эти же дни вы можете получить консультацию у логопеда по интересующим вас вопросам или поприсутствовать на логопедическом занятии с вашим ребенком.
Основные правила, которые нужно учитывать родителям, когда они занимаются дома с ребенком: Пособия и литература для домашних речевых занятий должны соответствовать возрасту ребенка, с небольшим плюсом – минусом. То есть с трёхлетним ребёнком вы можете заниматься по методикам от двух до четырёх лет. Занятия должны, по возможности, проходить в одно и тоже время. И тут надо постараться «взять себя в руки», никакие отговорки от взрослого не принимаются. Например: «Мне надо было в парикмахерскую». Дети это чувствуют, и если время будет периодически переносится, то учебный настрой у ребёнка пройдёт. И в следующий раз ребёнка будет сложно уговорить заниматься.
Занятия лучше проводить в одном и том же месте, например, за детским столом. Если, конечно, другого не требует направленность занятия — например, задания с водой лучше проводить на кухне или ванной. Занятие с ребёнком раннего и дошкольного возраста длится до 30 минут. Со школьником можно заниматься от 30 до 45. Начинаем от 5-10 минут, обязательно с частой сменой деятельности. Например, позанимались с фигурами, затем физические упражнения, затем порисовали. Следует помнить, что ведущий вид деятельности у ребёнка дошкольного возраста – игра. Поэтому все задания должны обыгрываться.
- Структура домашнего речевого занятия
1. Организационный момент. Ребёнку и Вам надо настроится на занятие. Например, можно сказать: «А теперь мы с тобой пойдём в гости к звуку С» и так далее.
2. Артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика для детей — это гимнастика для языка и других частей артикуляционного аппарата. Рекомендуем выполнять каждое упражнение от 5 до 10 раз.
3. Пальчиковая гимнастика. Активные движения пальчиками, которые выполняет сам ребёнок по показу взрослого. Пассивная пальчиковая гимнастика – выполняет взрослый руками ребёнка. Самомассаж — делается как руками ребёнка и взрослого, так и с помощью различных приспособлений. Например, массажируем ладошки и пальчики прокатыванием грецких орехов.
4. Дыхательная гимнастика. У детей очень часто встречается неправильное речевое дыхание. Это значит, что ребёнок не соблюдает необходимой последовательности: проглатываем слюни – вдох — на выдохе произносим слова. Существует много игр и приёмов, методик, чтобы добиться правильного дыхания. Например, игры с водой – «Буря», когда дуем через трубочку в ёмкость с водой, сильно или слабо, но долго. Взрослый координирует задания и следит за правильностью их выполнения.
5. Многократное произнесение звука (отдельное произнесение твёрдых и мягких). Например «с — с-с», «сь — сь — сь» и другие звуки. Упражнение «Заморозим пальчики» — подносим ко рту руки и пытаемся их «заморозить», при правильном произнесении звуков «С» и «СЬ» воздух должен быть холодный.
6. Многократное проговаривание слогов. Например: са-са-са ас-ас-ас аса-аса-аса Так же с другими гласными. Затем меняем слоги местами. ас-ос-ус-ис са-со-су Позднее можно проговаривать со сменой слов: сок-сом-сам сом-сам-сок
7. Проговаривание слов со звуком в начале, конце, середине слова. С утрированием, на данном звуке: сссом сссани носсс Звуки Ч, Ц – начинают со слов, где звук стоит в конце.
8. Составление, проговаривание словосочетаний с заданным звуком. Сели в сани. Санин сок.
9. Составление предложений с заданными словами. Соня, сани, села, в. Соня села в сани.
10. Проговаривание чистоговорок и скороговорок с заданным звуком. Пример: «Сколько ножек и сколько сапожек у сорока сороконожек?»
11. Счёт от 1 до 10, туда и обратно с добавлением слов, словосочетаний. Один сок. Два сока. Пять соков.
12. Распространённое предложение. Добавлять в предложение по слову. Пример: Соня. Соня села. Соня села в сани. и так далее.
13. Пересказ.
14. Дифференциация (отличение) звука от других. Например: «С» от других звуков – отдельно: с-з-с, в слогах: са-за-са, словах: коса-коза-коса и так далее. Данный вид заданий добавляется позже, когда ребёнок уже хорошо произносит звук.
Желаю успехов в обучении вашего ребенка правильной речи!